ШАХМАТЫ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!
ШАХМАТЫ — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.
КОГДА ЛУЧШЕ НАЧАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?
Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х. Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте.
ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ ЗАНЯТИЯ ШАХМАТАМИ С РЕБЕНКОМ?
1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.
2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность.
3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.
4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
ФУНКЦИИ ШАХМАТ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:
Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
КАК НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ ШАХМАТАМ?
Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-четыре года. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить "нового Крамника". Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете "перекормить" его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.
Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями.
Для начала расскажите ребенку сказку про "короля, королеву и их свиту", покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка.
Мальчикам, обожающим "войнушку", можно сказать, что доска - это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.
Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.
ХОТИТЕ СЫГРАТЬ В ШАШКИ И ШАХМАТЫ ONLAIN?
Перейдите по ссылке http://playshahki.com/ и попробуйте сыграть в классические, русские, стандартные, китайские, быстрые шашки.
А может партию в шахматы? Тогда переходите по ссылке https://www.chess.com/ru/play/computer.
Краткосрочный проект «Шашки – зарядка для ума» в ДОУ. Старший дошкольный возраст
Автор: Газиханова Жарият Гаджиевна
Воспитатель 1 категории МКДОУ "Детский сад №1"
Актуальность
Шашки – древняя игра, а теперь это вид спорта! Шашки развивают логическое мышление, ориентирование на листе бумаги, речь, пространственное воображение и т.д. Воспитывают твердость духа, умение проигрывать, делают более разнообразным эмоциональный фон ребенка.
Проект рассчитан на детей 5-6 лет.
Срок реализации проекта: с 02.09.21 по 04.10.21
Участники проекта: педагоги, дошкольники 5-6 лет и их родители.
Вид проекта: групповой
Ожидаемые результаты: Привлечение родителей к участию в этой игре, как средство коммуникации в семье.
Проблема: недопонимание родителей значения игры в шашки – как настольной игры, всесторонне способствующей развитию ребенка.
Цель: сформировать у детей и их родителей желание учиться играть в развивающую настольную игру – шашки.
Задачи:
1. Вспомнить с детьми правила игры в шашки, заинтересовать их для активного участия в процессе;
2. Создать условия для получения родителями информации о шашечном турнире;
3. Подвести итоги шашечного турнира, организуя его как стимул для активной игры в шашки и в семье, и в саду.
Формы и методы организации проекта:
1. Решение проблемных ситуации.
2. Педагогические наблюдения.
3. Беседы.
4. Консультации для родителей.
5. Выставки.
6. Совместная организованная деятельность.
7. Оформление информации для родителей в приемной.
8.Творческие мастерские.
9.Сюрпризные моменты.
10.Игры
Выполнение проекта:
Для решения поставленных задач в группе ДО будет организовано и проведено:
- Знакомство с шашечной игрой (правила игры);
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов о правилах игры;
- Беседа «Умные шашки»;
- Викторина «Я всё знаю» (вспомнить правила, т.к. у некоторых детей уже был опыт игры в прошлом году);
- Просмотр презентации «Шашки – зарядка для ума»;
- Закрепление знаний при активной, совместной игре (парные игры);
- Викторина «Я всё знаю» (вспомнить правила, т.к. у некоторых детей уже был опыт игры в прошлом году);
- Просмотр презентации «Шашки – зарядка для ума»;
- Закрепление знаний при активной, совместной игре (парные игры);
Закрепление знаний об игре в творческой мастерской, и как
результат, организация выставки;
- Консультация для родителей «Поможем ребенку учиться проигрывать» (учиться сдерживать эмоции, понимать в проигрыше нет ничего страшного), анкетирование родителей;
Анкета: "Умеет ли ваш ребёнок проигрывать?"
Вопросы Ответы
1. Играете ли вы дома в настольные игры? Да/нет
2. В какие игры играете чаще всего?
3. Шашки - любимая игра? (если нет, то почему?)
4. Приветствуете ли вы настольную игру - шашки в д/саду? Да/нет
5. Как вы считаете, оказывает ли игра в шашки влияние на развитие ребёнка? Да/нет
6. Когда играете с ребёнком в настольную игру и он проигрывает, как он реагирует? Бурно/достаточно спокойно?
7. В процессе игры вы подыгрываете, чтобы ребёнок вышел победителем? Да/нет
Если да, то почему? А) боюсь его слёз;
б) Не хочу расстраивать;
в) Нравится, как он радуется.
- Привлечение родителей и детей к оформлению и проведению шашечного турнира;
Итоговая организация выставки «Юные гроссмейстеры»
Предполагаемый результат реализации проекта:
- дети и их родители будут вовлечены в процесс игры - шашки;
- повысится интерес к данной игре, как виду спорта;
- дети намного чаще будут играть в шашки, добавляя к ним и другие настольные игры.